8 февраля 1945 года группа из десяти военнопленных-узников находившегося в глубоком тылу гитлеровского концлагеря Узедом бежала, угнав немецкий бомбардировщик «Хенкель-111» и приземлившись за линией фронта на советской территории.
Руководил побегом Михаил Девятаев, военный лётчик-истребитель, на счету которого за годы войны было около 180 боевых вылетов, 9 сбитых самолётов, а среди наград – два ордена Красного Знамени и Орден Отечественной войны II степени. Несколько раз он был сбит, ранен, но каждый раз возвращался на аэродром, пока 13 июля 1944 года, выпрыгнув из самолёта с парашютом, не попал в плен, находясь без сознания.
Лагерь на острове Узедом был не первым концлагерем Девятаева, однако именно здесь его мечта о побеге стала реальностью.
Узники концлагеря обслуживали расположенные на острове стартовые позиции для ракет ФАУ-2 и аэродром. Именно на самолёте Девятаев и задумал совершить побег. Он собрал вокруг себя надёжную группу единомышленников, в которую на момент побега вошло десять человек. Среди них был и наш земляк, Пётр Кутергин, призванный в армию в 1941 году Сталинским ГВК.
«Высокий широкоплечий сибиряк и сам подстать сибирскому кедру, – вспоминал о нём позже Девятаев. – Я подумал, что такой силач в группе побега очень кстати. Сумеет быстро разделаться с любым фашистом, а то и с двумя!»
После того, как был убит охранявший группу пленных конвоир, именно Кутергин переоделся в его шинель и «отконвоировал» пленных на работы поближе к немецкому самолёту. Около двадцати минут ушло на то, чтобы разобраться с управлением, запустить двигатели и взлететь. Поначалу ничего не заподозрившие немцы спохватились слишком поздно, когда самолёт уже совершал разбег перед взлётом. Поднятый по тревоге истребитель догнать беглецов не смог, потому что сначала предположили, что угнанный самолёт направился в Англию. По пути был встречен ещё один истребитель, но сбежавшим узникам вновь повезло – тот возвращался с задания и был почти без боеприпасов.
Подбили «Хенкель» уже свои зенитчики, когда он перелетал линию фронта – пришлось аварийно садиться в расположении одной из наших воинских частей, очень удивив солдат и офицеров, подбежавших взять в плен немецкий экипаж.
Далее пути героев разошлись. Семь человек после проверки и лечения в конце марта 1945 года были зачислены в 777 полк и отправлены на фронт. Почти все они не дожили до Победы, включая и нашего земляка: Пётр Кутергин погиб 16 апреля 1945 года на подступах к Берлину. Офицеры Девятаев, Кривоногов и Емец на фронт уже не попали.
Благодаря побегу, стали известны точные координаты стартовой площадки для ракет ФАУ-2, и уже через неделю она была полностью уничтожена. Кроме того, оборудование угнанного самолёта и консультации Михаила Девятаева очень помогли Сергею Королёву, работавшему над созданием советских ракет.
Широко известно о подвиге стало лишь в 1957 году, когда о нём впервые рассказали в газетах. 15 августа 1957 года Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза, другие участники побега были награждены орденами (большинство – посмертно).
Побег группы Девятаева был отражён в нескольких фильмах и книгах, в том числе двух автобиографических самого Девятаева.
В Казани есть памятник знаменитому лётчику, а в нескольких городах страны установлены обелиски с именами всех участников побега.
6 мая 2010 года памятный знак «Побег из ада» установлен и в Новокузнецке в сквере Жукова.
Памятник был подарен Новокузнецку организацией «Аллея Российской славы» из города Кропоткина Краснодарского края к 65-летнему юбилею Победы.