Тоннель КМК

Новокузнецк - город трудовой доблести!
Площадь Побед

Первые кузнецкстроевцы в основном жили на Верхней колонии, которая к началу 1930-х годов была самым крупным «микрорайоном» нового города.
Но уже очень скоро по другую сторону площади Побед появилась обширная Нижняя Колония, Соцгород с первыми каменными домами, наметилась перспектива будущего проспекта Молотова (Металлургов). Но при этом между Верхней колонией и остальным городом стремительно рос огромный завод.
Тоннель КМК
Поэтому руководство Кузнецкстроя приняло решение построить под территорией завода тоннель.
Строительство было для своего времени очень масштабным. Цифры, действительно, внушительные... 540 метров длины, 10 метров ширины, около 4 высоты. Во время строительства было вынуто 180000 кубометров земли, уложено 13000 кубометров бетона, засыпано 6 тысяч кубов гравия и 62 тысячи кубов земли. 614 железобетонных столбов-опор (по 307 с каждой стороны).
Стоимость проекта по тем временам была просто фантастической - 6 миллионов рублей!
Поверху тоннель пересекало 25 железнодорожных путей и две шоссейные дороги. Часть из этих путей уже действовала на момент строительства тоннеля – пришлось под пути подводить мосты, и люди работали буквально под проходящими составами со стройматериалами и даже жидким чугуном. Внутри тоннеля было организовано три выезда на территорию завода.

Существовала идея пустить по тоннелю трамвай, но ширины тоннеля для этого не хватило.
Тоннель под КМК стал первым автомобильно-пешеходным тоннелем, построенным в СССР, и до сих пор является самым протяженным из таковых в Кузбассе.
Строить тоннель начали в 1931-м. В 1932-м, когда КМК был уже пущен, строительство тоннеля сильно мешало заводу и его всячески стремились ускорить. Работали круглосуточно, буквально на износ. Большинство работ велось вручную.
Один из прорабов стройки, Александр Михайлович Заев, серьезно заболел пневмонией и, почувствовав, что умирает, завещал похоронить себя прямо на своем рабочем участке в стене тоннеля, «чтобы избежать разрыва со стройкой... чтобы не уйти бесследно в пустоту».

Гроб с телом прораба опустили краном в специальный бетонный склеп, приготовленный рабочими. В момент прощания к лацкану пиджака, в который был одет покойный, прикрепили значок «Ударник Кузнецкстроя». В руки усопшего была вложена грамота «Ударнику Кузнецкстроя».
В 1957 году, в день 25-летия комбината, группа ветеранов-кузнецкстроевцев подала ходатайство об установлении мемориальной доски в честь похороненного в тоннеле кузнецкстроевца. Сама доска была установлена в тоннеле в начале апреля 1962 года. Видимо, из-за того, что табличку делали сильно позже самого события, в текст вкралась ошибка со временем похорон. Указан июль 1933 года, хотя известно, что заболел Заев и умер зимой 1932-го.

Открыли тоннель 7 ноября 1933 года, в день очередной годовщины Октябрьской революции. В честь завершения строительства с Верхней колонии на площадь Побед по тоннелю прошла праздничная колонна демонстрантов.
Вход в тоннель со стороны площади Побед поначалу был фактически выходом с Верхней колонии, поэтому выглядел несколько невзрачно. Лишь в 1944 году с помощью известного архитектора Н.А. Бровкина портал приобрёл более парадный вид – на нём появилась надпись и ордена, которыми к тому времени был награждён завод.

Вход же со стороны Верхней колонии и до сих пор сохраняет остатки былого великолепия.